Предпринимательство и налоговая политика

На протяжении многих лет власти Петербурга не скупятся на заявления о поддержке предпринимательства. Однако их слова разительно расходятся с делами. Так, под лицемерным предлогом «соблюдения европейских стандартов» и по личному требованию Валентины Матвиенко была уничтожена мелкорозничная торговля на остановках общественного транспорта и около станций метро, при этом малые предприниматели так и не получили обещанных «альтернативных мест» для торговли. Уничтожаются под надуманными предлогами такие торговые зоны, как Хасанский рынок, популярный у жителей и привлекавший их сравнительно низкими ценами, где вели свою деятельность множество малых предпринимателей. Результатом такой политики стали потеря рабочих мест, обеспечиваемых малым бизнесом, разорение предпринимателей, усиление монополизации этого сектора торговыми сетями (сегодня они контролируют около 80% розничной торговли), рост цен и серьезные неудобства для граждан.

Другая сфера, из которой администрация вытеснила малый и средний бизнес – общественный транспорт: конкурсы для перевозчиков были проведены так, что в них могли участвовать только крупные компании, монополизировавшие этот рынок. Результатом стал рост цен на транспортные услуги, значительно опережающий инфляцию.

Важнейшую для малого бизнеса проблему – выкупа арендованных помещений – администрация при поддержке послушных ей депутатов Законодательного собрания решила совершенно неудовлетворительно. Выкуп оказывается затруднительным в материальном плане (из-за трехлетнего срока рассрочки платежей, чего явно недостаточно), а площадь выкупаемых помещений ограничена величиной в 500 кв. м.

Для поддержки предпринимательства (малого бизнеса) и в целях смягчения налогового пресса «Яблоко» считает необходимым:

1. Разрешить для арендаторов нежилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, осуществление свободной перепродажи арендных прав. Максимально упростить для представителей малого бизнеса выкуп принадлежащих городу нежилых помещений, которые они используют в течение последних нескольких лет; снять существующие ограничения размеров выкупаемых площадей. Выступить с инициативой о продлении действия федерального закона о целевом выкупе помещений, принадлежащих городу и арендуемых представителями малого бизнеса. Предложенные меры позволят добиться снижения административного пресса на предпринимателей, освободят КУГИ от несвойственных ему бизнес-функций.

2. Создать в различных районах города «технопарки для малого бизнеса», где была бы возможность приобретать (арендовать) земельные участки, обеспеченные необходимой инженерной инфраструктурой, и организовывать те или иные производства.

3. Создать по примеру ряда западноевропейских городов один или два «логистических центра оптовой торговли», организованных как частногосударственные партнерства и ориентированных на поставку субъектам малого бизнеса продуктов питания и других товаров. Данная мера позволит существенно снизить затраты предпринимателей на сертификацию продукции, позволит расширить круг поставщиков из числа отечественных производителей и, в конечном счете, будет способствовать расширению предложения товаров на рынке и снижению цен для покупателей.   

4. Не допускать увеличения налогового бремени. «Обнулить» транспортный налог для легковых автомобилей мощностью до 150 л.с.; установить низкие ставки транспортного налога для легковых машин большой мощности, а также для грузовых автомобилей и автобусов.

5. Оказывать организационно-правовую поддержку коммерческим банкам, осуществляющим программы микрокредитования.