Экологическое развитие и благоустройство

Санкт-Петербург на сегодняшний день является одним из самых загрязненных регионов России и городов Европы. Наибольшую тревогу вызывает состояние атмосферного воздуха и воды. Воздействию «высокого» и «очень высокого» загрязнения воздуха подвергается 100% населения. В 2010 году на каждого жителя нашего города пришлось 93,4 кг выбросов вредных веществ, в основном это вредные вещества, выбрасываемые автотранспортом. Воды основного водоисточника Санкт-Петербурга – Невы характеризуются как «очень загрязненные». Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в 2010 году – 89,7%, по санитарно-химическим показателям – 47,3%. По состоянию поверхностных источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения Санкт-Петербург – худший субъект Российской Федерации. Среди основных причин высокого загрязнения водных объектов города – сброс неочищенных или недостаточно очищенных стоков через выпуски хозяйственно-бытовой и ливневой канализации, свалка снега от уборки улично-дорожной сети города, свалка твердых бытовых отходов на прибрежных территориях водоемов.

Серьезными экологическими проблемами также являются загрязнение земель (в 2010 г. в Санкт-Петербурге доля проб почв, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составила 44,9% – вчетверо выше, чем в среднем по России), шумовое загрязнение (в условиях повышенного шума проживает около 30% населения Санкт-Петербурга), большое количество несанкционированных свалок, угроза биоразнообразию Финского залива, техногенные радиационные загрязнения, сокращение площади зеленых насаждений.

Такое состояние окружающей среды Санкт-Петербурга оказывает негативное влияние на здоровье жителей города. Цена экологического неблагополучия Санкт-Петербурга – преждевременная гибель тысяч и дополнительная заболеваемость многих десятков тысяч граждан.

Для решения экологических проблем «Яблоко» предлагает:

1. Приступить к реализации городской программы раздельного сбора бытового мусора. На первом этапе организовать раздельный сбор ценных компонентов бытового мусора на территории одного-двух районов города. В качестве возможных схем организации раздельного сбора мусора апробировать два варианта: организация пунктов сбора у крупных торговых центров и на придомовых площадках; законодательно установить нормы раздельного сбора мусора, обязательные для обслуживающих организаций; законодательно обеспечить возможность материального стимулирования раздельного сбора мусора. В программе раздельного сбора бытового мусора предусмотреть возможность использования средств городского бюджета на нужды ее организации (вывоз раздельно собранного мусора бесплатно для жителей, помощь ТСЖ и ЖСК в переоборудовании площадок по сбору мусора и другие меры).

2. Отказаться от планов по созданию мусоросжигательных заводов. Отдавать предпочтение строительству заводов по переработке мусора, а в необходимых случаях – новых полигонов по захоронению бытового мусора.

3. Для более эффективной организации уборки улиц (в том числе уборки их от снега) принять закон, устанавливающий порядок и общие принципы закрепления уборочных территорий (тротуаров и проезжих частей улиц) за теми или иными хозяйствующими субъектами. В качестве одного из принципов организации уборки уличных тротуаров предусмотреть закрепление обязанности по их уборке за собственниками домов (или встроенных помещений), непосредственно примыкающих к тротуарам или отделенных от них небольшими палисадниками. Выступить в этих целях с соответствующей инициативой изменения федерального законодательства. Уборка всех иных тротуаров и проезжих частей улиц должна быть зоной ответственности исполнительных агентств, создаваемых городскими властями; частные компании могут привлекаться к уборке проезжих частей улиц в качестве подрядных организаций. В законе необходимо также установить ответственность предприятий, организаций и их должностных лиц за невыполнение правил благоустройства и уборки улиц. Осуществление контроля в сфере благоустройства и уборки улиц возложить на вновь создаваемую городскую инспекцию по соблюдению правил благоустройства и уборки улиц.

4. В целях обеспечения условий по содержанию в чистоте общегородских пространств законодательно вменить в обязанность собственникам предприятий и организаций  устанавливать урны при входе и выходе в принадлежащие им здания; установить ответственность предприятий, организаций и их должностных лиц за невыполнение этой нормы правил благоустройства и уборки улиц. Контроль за выполнением норм закона возложить на вновь создаваемую городскую инспекцию по соблюдению правил благоустройства и уборки улиц (в части общегородских территорий) и на существующую жилищную инспекцию (на внутриквартальных территориях).

5. Отказаться от практики создания (намыва) новых территорий на месте акваторий Финского залива. Принять в связи с этим отдельный городской закон, определяющий судьбу вновь создаваемых намывных территорий, относительно которых уже приняты решения городских властей. Представляется целесообразным продолжить создание новых территорий в западной части Васильевского острова в границах, определенных действующим Генеральным планом, но отказаться от намыва в районе Сестрорецка.

6. Расширять сеть особо охраняемых природных территорий. Законодательно закрепить возможность создания нового вида особо охраняемых природных территорий – региональных природных парков. Созданная в соответствии с этим система региональных природных парков должна включать основную часть городских лесов (в перспективе площадь особо охраняемых территорий этого типа может быть доведена до 23 тыс. га).

7. Гарантировать доступ горожан к объективной экологической информации – горожане должны иметь всю информацию о том месте, где они живут (состояние атмосферного воздуха, химическое и радиационное загрязнение и т.д.). Обеспечить свободный доступ через Интернет к экологическому паспорту Санкт-Петербурга. Для обеспечения прав граждан на экологическую информацию необходимо под эгидой законодательных собраний Санкт-Петербурга и Ленинградской области проводить ежегодные слушания по вопросу оценки состояния окружающей среды в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. 

8. Совместно с властями Ленинградской области разработать и осуществлять программу очистки пригородных лесов, включающую финансирование службы, ответственной за очистку лесов, а также предусматривающей пропагандистские меры и усиление административной ответственности за оставление мусора в лесах.

9. Ограничивать движение большегрузного автотранспорта в Санкт-Петербурге, наносящего особый ущерб состоянию воздуха (на долю автотранспорта приходится 80% выбросов в атмосферу). В связи с этим:

расширять зону, закрытую для крупнотоннажного грузового транспорта;

проводить линию на ограничение планов расширения старого грузового порта в Кировском районе, содействовать развитию грузового порта в районе Бронки (последнее – при условии опережающего строительства очистных сооружений в Ломоносове);

не допускать использования пассажирского порта в западной части Васильевского острова для приема и отправки грузов.

10. Принять меры для предотвращения сброса токсичных промышленных стоков в канализацию и напрямую в Неву, так чтобы все сточные воды полностью очищались на биологических очистных сооружениях. Обязать предприятия внедрять чистые технологии производства и локальные очистные сооружения для достижения нулевого сброса токсичных веществ в Неву и Финский залив.

11. Добиться создания экологической полиции, которая сможет контролировать соблюдение законодательства в сфере охраны природы и благоустройства.

12. Принять городскую программу, направленную на уменьшение вклада Санкт-Петербурга в глобальное изменение климата, развитие энергосбережения, использование современных возобновляемых источников энергии и продвижение экологически ответственного образа жизни.