Образование

Сегодня полномочия между федеральным центром и регионами России распределены таким образом, что именно на регионах лежит ответственность за организацию образования детей – как дошкольного, так и школьного (его по современной классификации принято называть общим).

В городе строятся новые школы, но их недостаточно. Особенно в местах массового жилищного строительства.

Заработная плата работников образования, как следует из отчетов Смольного, достигла уровня, сравнимого с зарплатой в сфере промышленности. Но на деле оказывается, что это – «средняя» зарплата, включающая надбавки за переработку, за дополнительную аудиторную нагрузку. Базовая же зарплата педагогов значительно ниже.

«Яблоко», анализируя ситуацию в сфере образования детей и подростков, видит здесь серьезные проблемы, которые, к сожалению, приводят российские (в том числе и петербургские) образовательные учреждения к серьезному отставанию от того уровня, который мы вправе ожидать от них в XXI веке. Без того, чтобы преодолеть это отставание, мы не сможем добиться модернизации страны и повышения ее конкурентоспособности.

Мы считаем, что выпускник петербургской школы должен не только обладать самыми современными знаниями, но и быть личностью, активным членом общества, гражданином.

Предлагая свою программу, «Яблоко» исходит из того, что образование – это не «оказание образовательных услуг», не сфера, в которой должны действовать законы рынка, определяющие взаимоотношения «продавца» и «покупателя». Образование – это важнейшая общественная функция и, соответственно:

- это наиважнейшая сфера городской политики;
- это самое главное приобретение, которое человек делает в своей жизни;
- это совокупность знаний, умений, навыков, опыта, которые позволяют человеку достичь своей мечты.

Для того чтобы образование было доступным, современным и качественным, в ближайшие 5 лет мы предлагаем:

1. Реализовать право на выбор образовательного учреждения. «Яблоко» всегда выступало за безусловное сохранение бесплатного образования. Мы считаем, что сегодняшний уровень финансирования образования из бюджета города (19% расходов бюджета города) недостаточен.

Мы считаем, что эта ситуация должна быть в корне изменена. Мы предлагаем увеличить расходы на образование не менее чем на треть за последующие пять лет.

При этом решения о строительстве новых школ и детских садов, нормативах их финансирования, о размере заработной платы учителей и воспитателей должны приниматься только законами Санкт-Петербурга. Это позволит установить четкие, прозрачные правила в вопросе распределения бюджетных средств.

Бюджетное финансирование должны получать также и негосударственные школы и детские сады. Мы считаем, что дети, посещающие негосударственные образовательные учреждения, имеют право на свою часть «бюджетного пирога». Родители, отдающие ребенка в частный садик или школу, должны получить субсидию из городского бюджета, частично компенсирующую их расходы.

Такой порядок поможет решить проблему нехватки мест в детских садах и перегруженности учебных классов (особенно в «спальных» районах). Но самое главное – создаст возможности для реального выбора учреждения образования, а значит и усиления конкуренции в этой сфере.

Если детский сад и школа будут бороться за то, чтобы дети приходили именно к ним, это изменит ситуацию и существенно повысит качество образовательных услуг.

2. Улучшить материальную базу образовательных учреждений. Здесь мы видим два основных направления: повышение заработной платы работникам образования и оснащение учреждений образования современным оборудованием, учебными пособиями, спортинвентарем.

Сегодня заработная плата работников бюджетной сферы фактически заморожена: в 2011 году ее проиндексировали всего на 5%, что почти в два раза ниже уровня инфляции. Особенно бедственное положение сложилось в дошкольных учреждениях, где зарплата воспитателя не превышает 9 тыс. руб. в месяц. Отсюда – острая нехватка работников даже в имеющихся детских садах.

Мы предлагаем установить законом четкие критерии оплаты труда педагогов, исключить субъективную оценку их квалификации чиновниками от образования. Уровень квалификации учителя, от которого зависит оплата его труда, должен устанавливаться только специалистами в процессе профессиональной аттестации, процедура которой установлена законом.

Мы считаем необходимым существенно (не менее чем в два раза) увеличить оплату труда работников детских садов.
Но не только заработная плата педагогов влияет на качество образования. Современное образование немыслимо без внедрения инновационных методов обучения. Мы считаем, что все без исключения школы Санкт-Петербурга должны быть оснащены компьютерами и самыми современными программами к ним, лингафонными кабинетами для изучения иностранных языков, модернизированным оборудованием для физических, химических, биологических лабораторий. Необходимо новое современное привлекательное оснащение для спортивных залов и спортивных школьных площадок – только так мы привьем детям любовь к спорту.

3. Прекратить поборы в детских садах и школах. Школьные финансы должны расходоваться целевым образом, а финансовые «взносы» родителей должны быть сведены к минимуму и даже вовсе исчезнуть.

Эту задачу невозможно решить без участия всего общества. Мы предлагаем законодательно закрепить право совета школы, избираемого родителями при участии внешкольной общественности, контролировать финансовые решения администрации школы. И уже по результатам такого контроля решать, нуждается ли школа в дополнительном родительском финансировании.

4. Сделать образование современным. Предлагаемые меры позволят расширить круг доступных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, привлечь к воспитанию и преподаванию более квалифицированные кадры педагогических работников, создать современную материальную базу образования. Но этого мало.

Мы считаем, что Законодательное собрание Санкт-Петербурга должно влиять на содержание образования. Уже сегодня есть возможность законом принять программу развития образования в Санкт-Петербурге. Мы видим свою основную задачу в том, чтобы привлечь к этой работе ученых, работников культуры и искусства. Музеи, театры, библиотеки, памятники архитектуры нашего города должны стать постоянными участниками образовательного процесса. Привить детям и подросткам любовь к нашему городу, дать возможность освоить его культурное богатство – в этом мы видим важнейшую задачу образования.

В то же время «Яблоко» последовательно выступает против клерикализации образования, против внедрения в образовательные учреждения преподавания религии в любых ее формах. Образование в государственной школе должно быть только светским – что, впрочем, не исключает преподавания светскими учителями сводного курса «История мировых религий», но лишь в качестве факультативного предмета.