Градостроительство и жилищное строительство

В настоящее время городские власти, несмотря на наличие значительных бюджетных и административных ресурсов, фактически не проводят активную градостроительную и жилищную политику. По привычке, сложившейся в пору нехватки бюджетных средств 1990-х годов, они продолжают бездеятельное ожидание «инвестиционных предложений», которые в силу своей сугубо коммерческой направленности заведомо не могут решить жилищные проблемы основной части горожан. Не говоря уже об отсутствии при таком пассивном подходе перспектив развития, достойных Северной столицы России. Такая политика властей приводит к нарастанию хаоса в городской застройке, к дисбалансу городской среды, а также к разрушению культурного наследия Санкт-Петербурга. Этот факт не может быть затенен реализацией отдельных крупных проектов в сфере транспортного, производственного строительства. Не могут служить оправданием такого курса и значительные масштабы жилищного строительства, достигнутые к настоящему времени (около 2,6 млн кв. м жилья в 2010 г., что соответствует лучшим показателям советского периода). Не может служить оправданием такого курса и то, что благодаря действию рыночных механизмов значительно сократилось число коммунальных квартир (сейчас их количество оценивается в 110 тыс., против 230 тыс. коммунальных квартир в начале 1990-х гг.).

При выработке подходов к городской градостроительной и жилищной политике необходимо учитывать следующие обстоятельства:

- сегодняшняя обеспеченность жильем (около 20 кв. м на человека) как минимум в два раза уступает показателям Скандинавских стран. Жилищная проблема остается острой для значительного числа жителей города (коммунальные квартиры, переуплотненное расселение и др.). В связи с этим вопрос о поддержании высоких темпов жилищного строительства на длительную перспективу остается весьма актуальным;
- дальнейшее продолжение линии на проведение уплотнительной застройки нежелательно. Кроме того, возможности такого развития во многом исчерпаны. Без отказа от политической линии на уплотнение городского пространства невозможно обеспечить гармоничное развитие города и удовлетворение разнообразных потребностей горожан, которым требуется не только новое жилье, но и парки, скверы, спортивные площадки, стадионы и другие объекты;
- возможности территориального роста жилой застройки в границах Санкт-Петербурга близки к исчерпанию в среднесрочной перспективе;
- для значительного числа жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, существующие механизмы покупки жилья (ипотека и др.) остаются недоступными.  


Цели «Яблока» – обеспечить гармоничный рост городской агломерации Санкт-Петербурга; для широкого круга жителей города создать возможность улучшения жилищных условий.

Для достижения поставленных целей и в связи с необходимостью решения существующих проблем в ближайшие годы необходимо осуществить следующие шаги:

1. Добиться разработки и принятия Плана совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Принятие такого плана возможно как на основе соглашения властей двух субъектов Федерации, так и на основе решения федеральных органов власти (в форме постановления правительства России). Главная цель такого документа – обеспечить правовую основу для гармоничного развития санкт-петербургской агломерации за счет территории Ленинградской области, включая активное использование под жилищную застройку сельскохозяйственных земель, расположенных вокруг Санкт-Петербурга. Существенным элементом плана должно стать принятие норм, гарантирующих выделение земель под разные виды жилищного строительства: для многоквартирной многоэтажной застройки, для блокированных или односемейных домов экономкласса, для односемейных домов высоких ценовых категорий. На основе Плана совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области появится возможность организовать правовую, финансовую и иную поддержку крупных градостроительных проектов в непосредственной близости от Петербурга (строительство новых городов-спутников и иных поселений). Кроме того, такой план может предполагать согласование действий властей Санкт-Петербурга и Ленинградской области по развитию более отдаленных населенных пунктов. В частности, перспективным представляется полноценное развитие такого города, как Усть-Луга, превращение его в своеобразный полюс роста, включающий не только портовое хозяйство, но и иные виды деятельности; планы развития Санкт-Петербургского и Усть-Лужского морских портов необходимо более тесно увязать между собой. Совместный план градостроительного развития должен предусматривать также решение других вопросов (сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий и пригородных лесопарков, строительство новых автомобильных и железных дорог в Ленинградской области и др.).

2. Вместе с властями Ленинградской области создать Фонд развития пригородных территорий, призванный обеспечить финансовую и организационную поддержку планов совместного градостроительного развития двух субъектов Федерации. Предусмотреть передачу этому фонду части денежных средств региональных бюджетов и земельных участков. Используя эти возможности, осуществлять инфраструктурную, организационную и финансовую поддержку массового малоэтажного строительства, включая бесплатное предоставление земельных участков жителям Санкт-Петербурга для строительства индивидуального жилья экономкласса. Важным дополнением к жилищному строительству должно стать создание фондом необходимой транспортной и социальной инфраструктуры в пригородных поселениях, а также превращение некоторых из существующих садоводств в полноценные пригородные поселения с необходимой социальной инфраструктурой (медицинские пункты, детские сады и др.). В совокупности указанные меры следует рассматривать как начало по реализации программы «Земля–дома–дороги», предложенной партией «Яблоко» на федеральном уровне.

3. При подготовке к застройке или при реконструкции внутригородских кварталов отказаться от порочной практики, когда большинство проектов планировки территорий составляются частными инвесторами в инициативном порядке. Проекты планировки должны разрабатываться почти исключительно за счет средств городского или муниципальных бюджетов, что обеспечит правовые основы гармоничного развития территорий. Эта мера позволит при создании новых жилых кварталов (или микрорайонов) осуществлять их застройку в виде единых градостроительных комплексов, включающих создание необходимых объектов социальной и торгово-бытовой инфраструктуры (принцип квартальной или микрорайонной застройки).

4. Законодательно закрепить градостроительный статус (правила использования) городских общественных пространств – городских и внутриквартальных садов, скверов, улиц, проездов, пешеходных или велодорожек и т.п. При межевании территорий выделять участки общего пользования.

5. Пересмотреть уже принятую городскую программу «Развитие застроенных территорий» (снос кварталов «хрущевок» с полным расселением жителей и последующей плотной застройкой кварталов). На первом этапе следует приступить к реализации этой программы только в ограниченном числе случаев (в 2-3 кварталах). После того как в этих случаях будут отработаны механизмы переселения жителей во вновь построенное жилье (в виде закона будут приняты Правила переселения для нанимателей и собственников квартир), необходимо будет принять решение о возможной корректировке законодательства или о продолжении программы в прежнем виде. Наряду с этим следует разработать и принять альтернативную программу «Реновации жилых домов без сноса», которая должна распространяться на жилые дома типовой застройки 60-80-х годов прошлого века. В программе «Реновации жилых домов без сноса», по примеру реновации жилья на территории бывшей ГДР, следует отказаться от идеи переселения жителей и сосредоточить усилия на улучшении качества существующего жилья. В рамках программы необходимо проводить комплексную реновацию жилых домов, добиваясь большей энергоэффективности и, в конечном счете, снижения расходов жителей на оплату отопления. Для этого необходимо проводить комплексную реновацию домов, включая утепление стен, установку оконных стеклопакетов, установку новых батарей отопления с приборами учета тепла и с возможностью внутриквартирной регулировки уровня отопления. Городские власти в рамках программы «Реновации жилых домов без сноса» должны оказывать ТСЖ и ЖСК организационную помощь, бесплатно предоставлять типовые проекты реновации домов, содействовать привлечению кредитов, а также оказывать им прямую финансовую помощь. Следует также рассмотреть возможность предоставления городских гарантий жителям при осуществлении обеих программ реновации, которые описаны в данном разделе.

6. Расширять рынок арендуемых квартир. При этом использовать существующие законодательные возможности для увеличения принадлежащего городу фонда квартир, предназначенного для сдачи на правах коммерческой аренды.

7. Создавать новые объекты транспортной и инженерной инфраструктуры в соответствии с действующим Генеральным планом Санкт-Петербурга. Особое внимание следует уделить строительству мостов и тоннелей, связывающих берега Невы. При проектировании и сооружении таких связей в центре города учитывать ограничения, связанные с требованиями сохранения архитектурного наследия (см. раздел «Сохранение архитектурного наследия»). В отношении Орловского тоннеля исходить из предпочтительности прокладки его в варианте неглубокого заложения.