Жилищно-коммунальное хозяйство

О реформе ЖКХ городские власти говорят на протяжении пятнадцати лет. Но на практике эта реформа свелась к бесконтрольному росту тарифов и превращению государственных жилконтор в частные «жилкомсервисы», практически монополизировавшие обслуживание жилых домов и не заинтересованные в улучшении обслуживания, а потому неэффективные. Деятельность независимых управляющих компаний искусственно затрудняется тем, что конкурсы на обслуживание «государственных» домов проводятся применительно к большим группам домов, обслуживание которых не может взять на себя малый бизнес (способный справиться с обслуживанием одного-двух домов). В результате в жилищной сфере не развивается конкуренция и не улучшается качество услуг. Товарищества собственников жилья и ЖСК, за редчайшими исключениями, не могут получить в положенную им по закону собственность придомовые территории, не могут распоряжаться ими и препятствовать уплотнительной застройке. В свою очередь, городские власти не справляются с уборкой снега и льда на остающихся у них в собственности придомовых территориях, но пытаются возложить ответственность за это на объединения собственников жилья.

«Яблоко» предлагает программу реформирования управления жилыми домами:

1. Каждый дом вместе с соответствующим земельным участком необходимо рассматривать как отдельную операционную единицу управления. Применительно к этой единице управления необходимо осуществлять учет финансовых ресурсов, расходуемых на содержание общедомового имущества (выборочный или капитальный ремонт, оплата расходов по вывозу мусора и др.). Необходимо исключить возможность использования средств, накопленных жильцами одного дома (группы рядом расположенных домов), на общедомовые нужды других домов.

2. Городские власти должны способствовать созданию ТСЖ (ЖСК) в каждом доме (или в группе рядом расположенных домов). Обслуживание жилых домов может проводиться самими ТСЖ (ЖСК) или нанятыми ими обслуживающими (управляющими) компаниями. В тех домах, где не созданы ТСЖ, необходимо оказывать государственную поддержку в деле создания советов домов, не зависимых от управляющих компаний.

3. Городские власти должны в течение ближайших 3-4 лет провести сплошное межевание жилых кварталов (селитебных территорий). Практика межевания «по обрезу фундамента» или с выделением домам ТСЖ (ЖСК) только палисадников должна быть прекращена. Земельные участки, закрепляемые за домами (группами домов), должны выделяться с учетом реальных потребностей домовладельцев (организация парковочных мест, площадок по сбору мусора, детских городков). При проведении межевания должны признаваться права ЖСК на земельные участки, предоставленные в советское время. Земельные участки, закрепленные за домами (группами домов) в результате межевания, должны без проволочек оформляться в собственность домовладельцев.

4. Городские власти должны оказывать финансовую поддержку домам ТСЖ и ЖСК. Предоставление финансовых средств должно проводиться по заявкам ТСЖ и ЖСК на основании прозрачных и понятных процедур. Городские программы, использующие бюджетные средства для ремонта крыш, фасадов и т.п., должны осуществляться путем предоставления городом финансовой поддержки ТСЖ и ЖСК. Городские власти не должны вмешиваться в решение вопроса об определении подрядных организаций, осуществляющих ремонтные и иные работы по заказу ТСЖ (ЖСК) и использующих средства городского бюджета.

5. Городские власти должны расширить и укрепить городскую жилищную инспекцию и другие структуры, осуществляющие контроль за соблюдением прав граждан в жилищной сфере; необходимо создать подразделения жилищной инспекции в каждом районе (или муниципалитете) города.

6. Процедура принятия решения об изменении цены за услуги естественных монополий (газо-, водо-, теплоснабжение) должна быть более открытой и прозрачной. Ее неотъемлемой частью должно стать проведение предварительного аудита естественных монополий, осуществляемого Счетной палатой или выбранными ею аудиторскими фирмами; контроль над Счетной палатой со стороны оппозиционных политических партий, предусмотренный разделом «Власть и система управления» нашей программы, обеспечит большую объективность результатов такого аудита.