Социальная политика и здравоохранение

Поддержка социально уязвимых групп населения, в том числе безнадзорных детей, малообеспеченных многодетных семей, пенсионеров, инвалидов и др., является долгом современного общества. В настоящее время в Санкт-Петербурге этим группам уделяется недостаточно внимания. Несмотря на наличие специальных программ, отмечается рост подростковой преступности (в 2010 г. рост составил 19,2% по сравнению с предыдущим годом), с 2001 года Законодательное собрание Санкт-Петербурга никак не может принять закон «О формировании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Санкт-Петербурге», система предоставления материнского капитала зачастую не позволяет семьям справиться со стоящими перед ними проблемами, а по существующим программам содействия в улучшении жилищных условий реально могут приобрести новое жилье единицы.

Между тем социальная политика – это важнейший инструмент государственной власти, позволяющий выравнивать возможности всех людей в обществе для реализации их потенциала. Именно поэтому основным принципом, действующим в социальной сфере, должен быть принцип: бюджетные деньги идут за человеком, а не за каким-либо государственным учреждением. В сфере оказания социальных и медицинских услуг должна присутствовать конкуренция, причем государственные и частные организации должны иметь право конкурировать за потребителей и за бюджетное финансирование на равных правах и условиях.

Для этого «Яблоко» считает необходимым:

1. Для повышения качества предоставляемых социальных услуг населению и в целях развития конкуренции на рынке социальных услуг разработать закон Санкт-Петербурга, устанавливающий порядок закупки социальных услуг государством у организаций любой организационно-правовой формы и формы собственности. Одновременно с этим необходимо включить в перечень требований к организациям, которые участвуют в конкурсных процедурах на получение государственного заказа, показатели качества оказываемых услуг, а не ориентироваться только на минимизацию цены.

2. Для улучшения демографической ситуации предоставлять многодетным семьям земельные участки под строительство дома бесплатно и во внеочередном порядке. Дорожная и инженерная инфраструктура должна быть проведена к таким участкам за счет средств городского бюджета. Должны быть также предусмотрены льготные кредиты под гарантии города для строительства домов многодетными семьями и дополнительные субсидии, зависящие от числа детей в семье (например, на каждого ребенка – 10% от стоимости жилья).

3. В целях борьбы с детской преступностью и безнадзорностью расширять сеть специальных предприятий (по типу существующего предприятия «Новое поколение»), занимающихся трудовым воспитанием несовершеннолетних для профилактики их безнадзорности, беспризорности, а также социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

4. Для улучшения условий жизни инвалидов добиться принятия закона по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе:

- обратить первоочередное внимание на транспортную инфраструктуру, особенно на безбарьерную среду в метрополитене. Новые станции метро должны строиться с лифтами и пандусами для инвалидов, на существующих станциях метро необходимо ввести службу стюардов, сопровождающих и ориентирующих инвалидов в системе метрополитена;

- обязать застройщиков оборудовать все строящиеся дома необходимой инфраструктурой для инвалидов;

- разработать программу инклюзивного обучения инвалидов, которая позволила бы детям-инвалидам учиться в обычных общеобразовательных школах.

5. В целях борьбы с бедностью среди граждан пенсионного возраста считаем необходимым уравнять объем потребительской корзины для пенсионеров и трудоспособного населения по большинству позиций.

6. В сфере здравоохранения для обеспечения системности развития медицинских учреждений и повышения качества медицинских услуг осуществлять финансирование по программно-целевому принципу, ориентируясь на достижение результата в долгосрочной перспективе.

7. Для стимулирования работы врачей-специалистов и повышения качества оказываемых ими услуг ввести соответствующую доплату из бюджета Санкт-Петербурга, аналогичную доплатам из федерального бюджета врачам общей практики, участковым врачам и медицинским сестрам.

8. Ввиду большого спроса на высокотехнологичные медицинские услуги утвердить законом Санкт-Петербурга перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях дополнительно к федеральному государственному заданию, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере не менее 2 млрд руб. в год (для примера: в 2011 г. на эти цели предусмотрено 744,9 млн руб.).

9. Обеспечить гражданам свободный доступ к информации, в том числе и в сети Интернет, о реестре медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, а также перечень оказываемых ими услуг с указанием их стоимости. Стоимость типовых медицинских услуг должна устанавливаться Территориальным фондом обязательного медицинского страхования, а средства фонда должны переводиться в конкретное медицинское учреждение по каждому страховому случаю.