Власть и система управления

В конце 1990-х – в 2000-е годы в Петербурге было проведено глубокое реформирование системы городской власти. Эти меры проводились как по предложению федеральных властей, так и по инициативам губернаторов В.А. Яковлева и В.И. Матвиенко. Среди важнейших результатов этих реформ следует назвать отказ от принципа выборности губернатора, понижение роли местного самоуправления (111 муниципальных образований с весьма скромными полномочиями и финансовыми возможностями), разрастание бюрократического аппарата, отсутствие эффективного парламентского и общественного контроля над исполнительной властью. Эти изменения продолжили ряд антидемократических мер, внедренных в середине 1990-х годов. Среди них следует назвать: отказ от местного самоуправления на уровне районов города и городов-спутников, резкое снижение численности и полномочий общегородского представительного органа власти (в настоящее время – Законодательное собрание Санкт-Петербурга), фактический контроль со стороны исполнительной власти над формированием избирательных комиссий и др. Все это дополняет фактическая подконтрольность губернатору судебных властей города.

В результате такого развития в Санкт-Петербурге создана неэффективная система власти и управления. Главная ее черта – почти полная независимость от жителей города, коррупция небывалых масштабов.

В этих условиях «Яблоко» ставит цель – добиться демократизации власти, повышения ее эффективности, ответственности перед горожанами; добиться коренного перелома в деле борьбы с коррупцией.

Для этого необходимо:

1. Перейти к выборности исполнительной власти города, что повысит уровень ответственности исполнительной власти перед избирателями и позволит уйти от существующего в настоящее время абсурдного положения, когда вопрос о том, кто будет следующим губернатором города, фактически изымается из повестки дня избирательных кампаний Петербурга. Возможны два варианта перехода к выборности исполнительной власти:

- выборы губернатора непосредственно жителями города;

- выборы губернатора вновь избранным Законодательным собранием. В этом случае формально наделение губернатора полномочиями может производиться, как и сейчас, указом президента России, однако существенно, что определение кандидатуры губернатора должно производиться только сразу после подведения итогов очередных выборов в Законодательное собрание. В этом случае роль президента в наделении кандидата в губернаторы полномочиями становится совершенной формальностью, а роль граждан, участвующих в выборах, – решающей. Еще более существенное усиление роли избирателей может быть достигнуто при изменении федерального законодательства, которое должно дать возможность партии (или коалиции партий), имеющей большинство в региональном парламенте, представлять президенту не трех, а лишь одного кандидата на пост главы города.  


2. Не допускать раздувания бюрократического аппарата городской исполнительной власти. Для этого:

- законодательно зафиксировать число вице-губернаторов (не более двух-трех) и сократить численность городского правительства;

- законодательно зафиксировать перечень городских департаментов (или комитетов, управлений) и иных административных структур исполнительной власти, не допускать их расширения без согласия городского парламента;

- законодательно ограничить численность чиновников, работающих в органах исполнительной власти, включая установление предельной численности каждого департамента (отраслевого органа исполнительной власти).

3. Провести единовременное сокращение на 20% численности чиновников, работающих в органах исполнительной власти; увеличить число депутатов Законодательного собрания до 100 человек, заморозив на 5 лет размер бюджетных расходов на содержание Законодательного собрания.  

4. Осуществить меры антибюрократической и антикоррупционной направленности:

- разделить систему административных органов на два уровня: департаменты и исполнительные агентства (к их числу отнести принадлежащие городу ГУПы, акционерные общества и др.). На департаменты (т.е. на отраслевые органы исполнительной власти) возложить функции общего руководства, выработки политики в соответствующей сфере и т.п. На исполнительные агентства – функции оказания услуг населению (как платных, так и бесплатных). Важнейшим элементом реформы должен стать перевод исполнительных агентств на договорные отношения с департаментами; в договорах необходимо прописать обязательства агентств по предоставлению услуг населению, установить показатели ежегодной и иной отчетности агентств, а также механизмы персональной ответственности руководителей агентств перед департаментами. Условия каждого из договоров подлежат предварительному обсуждению на слушаниях в Законодательном собрании. Копии всех отчетных материалов агентств перед департаментами должны направляться в Законодательное собрание и быть доступными для всех фракций;

- отказаться от практики издания нормативных правовых актов органами исполнительной власти во всех случаях, когда эти акты затрагивают вопросы взаимоотношений граждан и негосударственных предприятий (организаций) с органами исполнительной власти; осуществлять правовое регулирование подобных вопросов на уровне городских законов;

- расширить контрольные полномочия Законодательного собрания (включая проведение ежеквартальных отчетов руководителей департаментов перед постоянными парламентскими комиссиями и на пленарных заседаниях Собрания); расширить возможности по проведению парламентских расследований (включая установление ответственности для любых должностных лиц органов исполнительной власти за неявку на заседания соответствующих комиссий);

- изменить порядок формирования Контрольно-счетной палаты и расширить ее полномочия. Новый порядок формирования Палаты должен предоставлять парламентской оппозиции возможность определять  персональный состав большинства ее членов (по принципу: 50% плюс один голос). Расширение полномочий Палаты должно среди прочего предусматривать создание механизмов контроля над расходами всех чиновников, включая членов правительства;

- добиться отказа от предоставления персональных машин депутатам Законодательного собрания; законодательно запретить использование представителями городских властей машин с синими и красными проблесковыми маячками.

5. Расширить возможности парламентской оппозиции. Для этого:

- законодательно закрепить за фракциями парламентской оппозиции возможность определения ряда кандидатур, от утверждения которых парламент не может отказаться. Среди них: Председатель Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам ребенка;

- законодательно определить гарантии получения оппозиционными фракциями полной информации о деятельности правительства. Парламентская оппозиция должна снабжаться статистическими и иными данными в объемах, равных тем, что поступают в распоряжение правительства города.

6. Снизить барьер для прохождения партий в Законодательное собрание до 2% (вместо действующей сейчас системы, предусматривающей: во-первых, полное лишение депутатских мест для тех партий, которые набрали менее 5%, во-вторых, непропорциональное снижение числа мандатов для партий, набравших от 5 до 7% голосов).

7. Осуществить поэтапный переход к выборности органов власти на уровне районов. В качестве первого шага в этом направлении – передать органам местного самоуправления городов-спутников (Колпино, Усть-Ижора–Металлострой, Пушкин, Павловск, Сестрорецк, Кронштадт, Зеленогорск, Петродворец, Ломоносов) функции муниципального и государственного управления, находящиеся в настоящее время в ведении районных администраций Колпинского, Курортного, Петродворцового и Пушкинского районов; ликвидировать соответствующие районные администрации; присоединить к городам-спутникам поселковые муниципалитеты. На следующих этапах необходимо демократизировать систему власти в собственно городских районах Петербурга: создать муниципальные собрания депутатов в каждом районе, предоставить им право формирования ответственных перед ними органов исполнительной власти (районных администраций). Более предпочтительной представляется организация выборов районных собраний по пропорциональной избирательной системе (партийные списки без первых троек, но разбитые на территориальные группы с числом мандатов от 2 до 5 в каждой). В ведение вновь создаваемых районных органов власти передать вопросы, в настоящее время решаемые районными администрациями Санкт-Петербурга (в связи с этим ликвидировать последние). Вопрос о сохранении ныне существующих (внутрирайонных) муниципальных советов подлежит дополнительному обсуждению.

8. Выступить с инициативой по изменению федерального закона о полиции, которая будет предусматривать создание региональной полиции общественной безопасности.